top background

Информационный материал о концепции «Нулевого травматизм» («Vision Zero»)

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 777 утверждена Государственная программа «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы.

Реализация Государственной программы будет способствовать достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе Цели 8 «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех».

Государственная программа является инструментом среднесрочного планирования. В ней определены в том числе основные направления реализации государственной политики в области улучшение условий и охраны труда (задача 4 Государственной программы).

В целях выполнения задачи 4 предусматривается проведение мероприятий «Неделя нулевого травматизма» не менее одного раза в год в 2021 году и не менее одного раза в квартал в 2025 году.

Достойный труд измеряется не только зарплатой, но и условиями работы. На усиление профилактических мер в этом направлении нацелены месячники безопасности и недели «нулевого травматизма» в нашей стране.

«Нулевой травматизм»  или «Vision Zero» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления:

 – безопасность труда;

–  гигиена труда;

–  благополучие работников на всех уровнях производства

Неделя нулевого травматизма проводится с целью обеспечения безопасности и здоровья работников на рабочих местах, предотвращения случаев производственного травматизма на предприятии (недопущения ни одного случая травмирования в этот период) путем оперативного выявления нарушений норм охраны труда и применения мер по их устранению.

Усилен контроль за соблюдением законодательства об охране труда, по предупреждению травматизма и профилактике возникновения профессиональных заболеваний сотрудников, снижения профессиональных рисков, контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения средств индивидуальной защиты, сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Цель заключается в том, чтобы каждый работник учреждения заботился о себе, равно как и о своих коллегах.

Концепция “Нулевой травматизм” (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.

Концепция “Нулевой травматизм” (Vision Zero) содержит практический инструмент управления. Таким инструментом является Руководство по реализации Концепции Vision Zero, включающее семь “золотых правил“, реализация которых будет способствовать нанимателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Правило N 1 “Стать лидером – показать приверженность принципам” (далее – Правило № 1).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь “Об охране труда” наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда работников, в том числе:

– по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

– по принятию локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

– по пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда.

Реализация Правила № 1 достигается путем:

– личного участия нанимателя в проведении Дней охраны труда;

– включения вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых руководителем предприятия с заслушиванием руководителей структурных подразделений о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия.

Правило № 2 “Выявлять угрозы – контролировать риски” (далее – Правило 2).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь “Об охране труда” наниматель несет обязанности:

– по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

– по осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов.

Реализация Правила № 2 достигается путем:

– создания службы охраны труда, введения в штат должности специалиста по охране труда или возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо либо привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;

– назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ;

– проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья, освидетельствований;

– организации расследования несчастных случаев на производстве;

– осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.

Правило № 3 “Определять цели – разрабатывать програм-мы” (далее – Правило № 3).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь “Об охране труда” наниматель несет обязанности:

– по обеспечению безопасности при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контролю за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;

– по применению мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения.

Реализация Правила № 3 достигается путем:

– разработки планов мероприятий по охране труда; по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

– выделения в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Правило № 4 “Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации” (далее – Правило № 4).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь “Об охране труда” наниматель несет обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Реализация Правила N 4 достигается путем:

– внедрения систем управления охраной труда;

– обеспечения наличия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, сфера действия которых распространяется на организацию, и локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

– выполнения требований (предписаний) контролирующих (надзорных органов) в установленные сроки;

– систематического информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.

Правило № 5 “Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах при работе со станками и оборудованием” (далее – Правило № 5).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь “Об охране труда” наниматель несет обязанность:

– по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

– по обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

– по принятию локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

– по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

– по организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения медицинского обслуживания работников.

Реализация Правила N 5 достигается путем:

– обеспечения работников специальной одеждой (форменной одеждой) и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

– обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами;

– проведения испытаний и проверок исправности средств индивидуальной защиты;

– нанесения на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

– механизации и автоматизации технологических процессов;

– обеспечения безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ.

Правило № 6 “Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки” (далее – Правило № 6).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь “Об охране труда” наниматель несет обязанность по осуществлению обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда.

Статьей 25 Закона Республики Беларусь “Об охране труда” установлено, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования. Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

Реализация Правила № 6 достигается путем:

– проведения инструктажей по вопросам охраны труда (вводного, первичного инструктажей на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);

– обучения по вопросам охраны труда работающих при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах дополнительного образования взрослых.

Правило N 7 “Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия” (далее – Правило № 7).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь “Об охране труда” работник имеет право на личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь “Об охране труда” работающий обязан:

– соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

– заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

– оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

Реализация Правила № 7 достигается путем:

– проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди структурных подразделений, других смотров-конкурсов, направленных на пропаганду безопасных условий труда;

– морального и материального поощрения работников за обеспечение охраны труда.

Цель заключается в том, чтобы каждый работник предприятия заботился о себе, равно как и о своих коллегах.